Апулей Луций, Apuleius, Lucius (?), род. ок. 125 г. в Мадавре, в Нумидии, ум. после 170(?) г., римский писатель, оратор, философ. Происходил из состоятельной римской семьи, издавна осевшей в Африке. А. получил глубокое и всестороннее образование. Начатки наук изучал на родине, затем учился в Карфагене и в Афинах, где познакомился с философией Платона. Много путешествовал, особенно по Греции и Востоку, где он столкнулся со многими культами и мистериями. В Риме выступал как оратор и адвокат, а также начал литературную деятельность. Возвратившись в Африку женился в Эе (сегодня: Триполи) на состоятельной вдове Пудентилле, много старше себя. Родственники жены обвинили его в том, что он склонил ее к браку при помощи колдовства. Оправданный (158 г.), тем не менее оставил Эе и переехал в Карфаген, где прославился как философ, оратор и поэт. Он стал жрецом культа императора в провинции Африка. Во многих городах этой провинции произносил публичные речи и читал лекции. - А. оставил богатое наследие, включавшее произведения различного содержания. Писал и по-латыни, и по-гречески. Место в истории мировой литературы ему обеспечили Метаморфозы (Metamorphoseon, libri XI) в 11 книгах, единственный сохранившийся латинский роман, основанный на Превращениях Луция из Патр, сокращенный вариант которых Луций, или Осел сохранился под именем Лукиана (однако авторство Лукиана оспаривается некоторыми исследователями). Бытовой роман А. - частью фантастико-романтический, частью реалистично-сатирико-комический - известен также под названием Золотой осел (Asinus aureus). "Золотой", согласно некоторым интерпретаторам, потому, что произведение было чрезвычайно знаменито, ценилось, как золото; согласно другим - название имело целью отделить необычного осла, наделенного разумом и чувствами, от нормальных ослов. А. от первого лица описывает приключения молодого Луция из Коринфа, который приезжает в страну волшебства Фессалию, чтобы научиться магии. По ошибке превращенный в осла, он тем не менее сохраняет человеческий разум и чувства. В своем новом обличье он переходит из рук в руки, переживает удивительнейшие приключения, терпит страдания и унижения, узнает, слышит и видит многие людские пороки, преступления и низости в поисках роз, чтобы, в соответствии с секретами магического искусства, с их помощью вернуть человеческий облик. Наконец милостью богини Исиды он получает искомое из рук жреца и снова становится человеком. С тех пор он служит богине Исиде как ее горячий почитатель и жрец. Он проходит посвящения в ее мистерии, а затем и в мистерии Осириса. Учитывая такое окончание истории, а также подробное описание обрядов культа Исиды и Осириса, А. считается пропагандистом этих мистерий. В научной литературе известно также аллегорическое объяснение романа А.: человеческая душа после многих страданий находит спасение в мистериях. В основной развитие действия А. вплетает множество различных новелл. Наиболее известна повесть об Амуре и Психее, в которую А. вводит платоническую аллегорию, говорящую о спасении человеческой души (Психея) через любовь (Амур). Метаморфозы представляют собой обильный и важный источник исследований бытового уклада античного мира, а также интересны своим богатым разнообразным содержанием и с точки зрения художественной формы. Из речей А. самой значительной представляется Апология, или В защиту самого себя от обвинений в магии (Apologia sive Pro se de magia liber), единственная судебная речь, сохранившаяся от времен Империи. А. защищается от обвинения в том, что он опасен для окружающих. Целью его речи было не только отвести обвинение как абсурдное и высмеять обвинителей как низких и безнравственных профанов, но также продемонстрировать в полной мере свой талант и ученость. Известный оратор, А. много раз выступал публично в разных городах, произнося показательные речи или речи на случай, благодаря чему получил известность, а с ней знаки отличия, памятники, похвальные надписи. Сохранилась антология Флориды (Florida), собрание 23 длинных выписок из его речей различного содержания: восхваления римских чиновников, декламации о греческих писателях и философах, описания стран, людей, животных и природы. Помимо ораторской, А. активно занимался популяризаторской деятельностью в различных областях знания (особенно в отношении философии и естественных наук). А. считался платоническим философом и стремился донести до общественности учение великого учителя. Он написал трактат О Платоне и его учении (De Platone et eius dogmate). Это попытка представить в кратком очерке все учение Платона. В двух книгах А. представил платоновскую естественную философию и этику, связанную с учением о государстве. Оговоренная во вступлении, но не написанная III книга посвященная диалектике, была замещена небольшим сочинением А. с греческим названием Peri hermeneias (О выражениях), называемое также De syllogismus categoricis, сухой очерк формальной логики согласно Аристотелю и перипатетикам. Другое философское сочинение - это трактат О божестве Сократа (De deo Socratis), популярное изложение учения Платона о демонах, посредниках между богами и людьми. К демонам А. причисляет духов-покровителей, прикрепленных к каждому человеку, а следовательно, и к Сократу. Поскольку произведение затрагивало вопрос, интересующий и язычников, и христиан, оно сыграло значительную роль в средневековой демонологии. Под именем А. сохранилось также сочинение О Вселенной (De mundo). Вольное переложение греческого трактата, приписываемого Аристотелю. А. называл себя платоническим философом, однако его платонизм носит эклектический характер. К учению Платона примешиваются восточные, пифагорейские, неопифагорейские, а также египетские и даже иудейские элементы. Несмотря на это, именно влияние А. долгие годы формировало знания об учении Платона. А. был плодовитым писателем, но многие его произведения погибли. Среди них стихотворения на латинском и греческом языках, речи, научные трактаты и др. Под именем А. сохранилось много сочинений, незаслуженно ему приписанных, например, гимн к Эскулапу, герметический трактат (см. Герметические сочинения) в форме диалога под названием Асклепий. Творчество А., особенно Метаморфозы, а более всего повесть об Амуре и Психее, нашло множество знаменитых подражателей и переводчиков (Боккаччо, Сервантес, Лесаж, Вольтер, Дидро, Гоголь). Прославленные художники использовали сюжеты его произведений в своем творчестве (Рафаэль, Клингер, Канова). Среди 80 статуй, украсивших гимназию Зевксиппа в Константинополе, римская литература представлена кроме Вергилия только А.